Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска
Государственное учреждение образования

Ясли-сад № 210 г. Минска

Меню раздела

    Горячие новости

    12.11.2018
    Республиканская акция "Не прожигай свою жизнь!"

    подробнее...

    26.10.2018
    Путешествие в страну Спорта и здоровья

    подробнее...

    25.10.2018
    Постой, пешеход! Тормозите, колеса!

    подробнее...

    24.10.2018
    Вакцинация против гриппа

    подробнее...

    16.10.2018
    Педагогический КВН

    подробнее...

    Голосование

    Как ваш ребёнок посещает дошкольное учреждение?







    Сайт зарегистрирован
    в Государственном регистре
    информационных ресурсов Беларуси.
    Регистрационное свидетельство №: 1141001099 от 21.10.2010г.

    Главная : Родителям : Советы специалистов : Логопед : Пальчиками играем - речь развиваем

    Пальчиками играем - речь развиваем

    Сегодня хотелось бы поговорить о роли пальчиковых игр в развитии речи ребёнка.

    Уважаемые родители! Каждый из вас мечтает видеть своего ребёнка здоровым, красивым, успешным в школе. Поэтому очень важно как можно раньше начать развитие речи детей. 

    Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. 

    Детям, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

    Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша являются игры с пальчиками. Ещё в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в "Ладушки", "Сороку-белобоку", "Козу-дерезу" и т.д., сопровождая текст движениями рук. Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - я пойму.!" Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим принципам: "Слышу. Вижу.Делаю." Дети слышат объяснения взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

    Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

    Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его поруке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.



    Как играть в пальчиковую игру?

    • Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
    • Взрослый выполняет движение руками ребёнка.
    • Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
    • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

    Предлагаем несколько пальчиковых игр

    "МОЯ СЕМЬЯ"

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Ну а этот пальчик -я,

    (Дети поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого)

    Вот и вся моя семья!

    (Хлопают в ладоши).

    "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик - прыг в кровать.

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    (Дети поочерёдно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

    Тише, тише, не шуми,

    Братиков не разбуди!

    (Поднимают большой палец вертикально)

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора!.

    (Шевелят всеми пальцами).

    БОЛЬШАЯ СТИРКА

    С мамой мы бельё стирали,

    (Ребёнок трёт кулачок о другой.)

    Вместе в речке полоскали

    (Ребёнок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья).

    Выжали, повесили -

    (Ребёнок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья).

    То-то стало весело!

    (Ребёнок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны).

    НАША ПРОГУЛКА

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (Ребёнок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика),

    Мы во двор вышли гулять.

    (Ребёнок "идёт" по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.)

    Бабу снежную лепили,

    (Ребёнок изображает лепку снежного комочка двумя руками.)

    Птичек крошками кормили,

    (Ребёнок "крошит хлебушек" всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались,

    (Ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой.)

    А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

    (Ребёнок кладёт ладошки на стол или колени то одной, то другой стороной.)

    ДВЕ СОРОКОНОЖКИ

    Две сороконожки бежали по дорожке.

    (Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.)

    Бежали, бежали, друг друга повстречали.

    (Положить кисти рук на плечи крест-накрест.)

    Так друг друга обнимали, 

    (То же самое, только поменять ручки.)

    Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали...

    (Пальчики сцепить в замок.)

    Еле их разняли.

    (Разомкнуть пальчики.)

    ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

    Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.

    (Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с мизинчика.)

    Безымянный - кольцо носит, никогда его не сбросит.

    Ну а это средний, длинный он как раз посередине.

    Этот - указательный, пальчик замечательный.

    Большой палец, хоть и  не длинный, среди пальцев самый сильный.

    Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

    (В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.)

    ЗАМОК

    На дверях висит замок.

    (Дети сжимают пальцы в "замочек".)

    Никто его открыть не смог?

    (Пожимают плечами.)

    Мы замочек потянули,

    (Тянут в стороны сцепленные кисти.)

    Мы замочек покрутили,

    (Крутят сцепленные кисти.)

    Мы замочек постучали

    (Стучат основанием кистей друг о друга.)

    И открыли!

    (Разводят кисти в стороны.)

    Автоматический переводчик

    Полезные ссылки

    Минский городской исполнительный комитет



    Министерство образования Республики Беларусь



    Счетчик посещений

    Адрес: 220103, г. Минск, ул. Калиновского, 39
    Телефон: +375 17 283-03-27
    Электронная почта: ddu210@minsk.edu.by