Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска
Государственное учреждение образования

Ясли-сад № 210 г. Минска

Меню раздела

    Горячие новости

    12.11.2018
    Республиканская акция "Не прожигай свою жизнь!"

    подробнее...

    26.10.2018
    Путешествие в страну Спорта и здоровья

    подробнее...

    25.10.2018
    Постой, пешеход! Тормозите, колеса!

    подробнее...

    24.10.2018
    Вакцинация против гриппа

    подробнее...

    16.10.2018
    Педагогический КВН

    подробнее...

    Голосование

    Как ваш ребёнок посещает дошкольное учреждение?







    Сайт зарегистрирован
    в Государственном регистре
    информационных ресурсов Беларуси.
    Регистрационное свидетельство №: 1141001099 от 21.10.2010г.

    Главная : О нас : Специальное образование : Говорим правильно

    Говорим правильно

    Когда следует обратиться к дефектологу?

    В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. если ребёнок нечётко говорит и плохо ест твёрдую пищу: ребёнку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.

    Трудно воспитывать культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка.Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.

    Ребёнок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

    Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

    Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные физические упражнения. им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на правой и левой ноге.

    Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный психический процесс. речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.

     

    Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит.Ничто не может заменить тёплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребёнком. Если ребёнок этого лишён, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.

    Для предупреждения тяжёлых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно-педагогическая помощь.

    К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем, они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском  воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

    Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот этап принято называть периодом гуления. Ребёнок произносит звуки, чем-то напоминающие сочетания "ГХАИЫ", "ГХОИУ"- отсюда исток доброй традиции "огукать" с детьми.

    Следующая ступень к овладению речью - период лепета. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребёнка и знаменует начало овладения речью и понимания отдельных слов и предложений.

    Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, в активном словаре малыша имеется около десяти слов.

    Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды - всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребёнка, а также его личности, характерологических особенностях.

    Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу, педиатру, логопеду.

    Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребёнок определяет направление звука - колокольчика, дудочки, погремушки. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает "подпевать", стучит ручками, ножками.

    Позже, месяцев с 7-8, приплясывает, хлопает в ладоши, "поёт". Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

    В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие, обращённые к нему слова. По просьбе взрослого он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.

    Окружающие ребёнка взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.

    С ребёнком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания.Помимо всего прочего, детям необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чём-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем малыш успеет выразить их словом или жестом.

    После шести месяцев следует заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребёнок улыбается - активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение "лошадка". Чем раньше вы научите малыша щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш,ж,р,л)
    Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С 6-7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук - массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги.Разминать и поглаживать их в течение 2-3 минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. 

    Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

    Раньше работу логопеда рекомендовали начинать с пятилетнего возраста.Современные исследования позволили сделать вывод о необходимости раннего логопедического воздействия на ребёнка. Родителям стоит обратиться к специалисту если:

    • в 12 месяцев ребёнок не понимает простой просьбы, дополняемой жестом, в его словаре нет 8-10 слов;
    • в 18 месяцев малыш не использует в своей речи 15-20 слов;
    • в 2 года словарный запас не составляет минимум 50 слов, предложения не состоят из двух слов;
    • в 2,5 года неправильно использует местоимения я,ты,мне, не повторяет две цифры в правильной последовательности, не имеет понятия "один";
    • к 3 годам не накопил словарный запас из 250 слов, не использует предложения из трёх слов, не овладел множественным числом существительных и глаголов, не называет своё имя, не понимает простых предлогов, не выполняет задание типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку".

    Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее выстроить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому,что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы,не согласовывают слова в роде, в числе.

    Уважаемые родители! К школьному возрасту ребёнок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания. Если речь ваших детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду, дефектологу.

    Автоматический переводчик

    Полезные ссылки

    Минский городской исполнительный комитет



    Министерство образования Республики Беларусь



    Счетчик посещений

    Адрес: 220103, г. Минск, ул. Калиновского, 39
    Телефон: +375 17 283-03-27
    Электронная почта: ddu210@minsk.edu.by